Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности предприятия

В данной статье предпринята попытка раскрыть юридическую форму и экономическое содержание аутсорсинга как организационной технологии, позволяющей при соблюдении определенных условий существенно повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе его конкурентоспособность.

Содержание аутсорсинга как организационной технологии

Деятельность любого хозяйствующего субъекта невозможна без обязательного выполнения многочисленных функций:

создание и функционирование системы управления предприятием, в том числе стратегическое и оперативное планирование, реализация планов, план-фактный анализ;

снабжение, т.е. закупка материалов, комплектующих, полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (товаров, работ, услуг);

производство продукции (товаров, работ, услуг);

реклама и сбыт готовой продукции;

обслуживание и ремонт основных производственных фондов;

транспортное обслуживание, связь, IT;

ведение бухгалтерского, налогового, управленческого учета;

правовое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;

система безопасности, в том числе охрана имущества предприятия, и др.

Обычная практика такова: предприятие своими силами выполняет практически все необходимые функции: правовое обеспечение осуществляет юридический отдел; бухгалтерский, налоговый, управленческий учет ведет бухгалтерия; безопасность и охрану обеспечивает служба безопасности и т.д. Это называется инсорсингом (insourcing — внутренний источник): использование внутренних, а не внешних источников для обеспечения нормального хода производственного процесса.

Однако есть и альтернативный путь — аутсорсинг (outsourcing — внешний источник): предприятие передает определенные функции (или отдельные бизнес-процессы как части функций) самостоятельному хозяйствующему субъекту (далее — аутсорсер), специализирующемуся в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Правоотношения между предприятием-заказчиком и аутсорсером основаны на нормах гражданского права, регулирующих договоры подряда и/или возмездного оказания услуг (реже — поставки). Следовательно, отношения между ними характеризуются следующим:

аутсорсер самостоятельно организует свой «производственный процесс», т.е. планирование, снабжение, выполнение заказа, контроль качества находится в его исключительной компетенции. Предприятие-заказчик принимает только конечный результат, поэтому не вправе вмешиваться в производственный процесс аутсорсера;

аутсорсер использует при выполнении заданий предприятия-заказчика свои собственные трудовые (всегда) и материальные (как правило) ресурсы;

исключительно на аутсорсера ложатся риски, связанные с его профессиональной деятельностью, несмотря на то, что работа осуществляется в интересах предприятия-заказчика;

аутсорсер не зависим от предприятия-заказчика, т.е. отношения между ними равноправные, партнерские.

Эксперты советуют придерживаться следующего правила при выборе между инсорсингом и аутсорсингом.

Ключевые функции, т.е. те, которые непосредственно связаны с производством профильного «продукта» (товара, работы, услуги), а также содержат основные риски для предприятия, целесообразно выполнять собственными силами (оставить на инсорсинге). Реализация обеспечительных, подсобных, вспомогательных функций может быть передана на аутсорсинг. Это относится, например, к таким функциям:

правовое обеспечение, ведение бухгалтерского и налогового учета, внедрение информационных технологий, обслуживание и ремонт различного оборудования;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;

вспомогательные и обслуживающие производства — организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;

изготовление и поставка отдельных деталей, комплектующих, полуфабрикатов, использующихся в производственном процессе.

Недавно стал известен нестандартный пример внедрения аутсорсинга одной московской компанией*(1). Вместо содержания собственного служебного автотранспорта (инсорсинг) компания заключила договор на транспортное обслуживание с таксопарком. Заказ (вызов) такси вправе осуществлять строго определенные сотрудники, работа которых имеет разъездной характер. Расчеты между компанией и таксопарком производятся в безналичном порядке на основании актов, где отражаются точные параметры оказанных за отчетный период транспортных услуг.

Аутсорсинг как инструмент управления затратами

Аутсорсинг позволяет гибко управлять затратами (методика директ-костинг). Рассмотрим этот процесс на примере функционирования системы правового обеспечения риэлторской компании.

Известно, что система правового обеспечения предприятия может функционировать путем найма по трудовому договору юрисконсульта — это инсорсинг (используется «внутренний» источник), или путем заключения с юридической компанией (адвокатом, юристом-предпринимателем) гражданско-правового договора на оказание правовых услуг — это аутсорсинг (используется «внешний» источник).

Допустим, риэлторская компания до кризиса заключала в месяц десять договоров с клиентами, после начала кризиса — по одному в месяц; каждый договор приносит ей доход (выручку) в размере 20 000 руб. Фонд оплаты труда (заработная плата, ЕСН и начисления в социальные фонды) «своего» юрисконсульта составляет 50 000 руб. в месяц, вознаграждение юридической компании за правовое «сопровождение» одного (каждого) договора — 10 000 руб. Теперь посчитаем.

Доход риэлторской компании в докризисный период был 200 000 руб. в месяц, после начала кризиса — 20 000 руб., при этом затраты на правовое обеспечение в каждом месяце составили:

в докризисный период при аутсорсинге — 100 000 руб., при инсорсинге 50 000 руб.;

во время кризиса при аутсорсинге — 10 000 руб., т.е. сократились пропорционально «падению производства» риэлторской компании; при инсорсинге — все те же 50 000 руб.

На довольно примитивном примере наглядно представлена принципиальная разница между инсорсингом и аутсорсингом как альтернативными способами управления затратами по методике директ-костинг. При инсорсинге затраты на правовое обеспечение являются условно постоянными, т.е. их величина не зависит от результата производственной деятельности предприятия*(2), при аутсорсинге — переменными, так как их величина прямо пропорциональна количеству произведенной продукции.

Преимущества аутсорсинга

Преимущества аутсорсинга заключаются в следующем:

как было указано выше, предприятие заказывает и оплачивает аутсорсеру только те работы/услуги, которые необходимы для производства востребованного на рынке количества продукции, поэтому его затраты на реализацию функции, выведенной на аутсорсинг, прямо пропорциональны количеству выпускаемой продукции. В свою очередь при инсорсинге затраты носят условно постоянный характер: даже во время простоя каждый месяц необходимо работникам выплачивать заработную плату, а арендодателю офисных (производственных, складских) помещений, в которых расположены рабочие места, перечислять арендную плату;

аутсорсер, специализируясь на выполнении (оказании) работ (услуг) в сфере определенной профессиональной деятельности, имеет больше потенциальных возможностей для совершенствования своих знаний по сравнению со специалистами предприятия (в том числе потому, что таких заказчиков у аутсорсера, как правило, несколько и он постоянно повышает свое мастерство в ходе практической деятельности);

аутсорсеру платят только за конечный результат, поэтому у предприятия-заказчика нет издержек на брак;

у предприятия-заказчика отсутствует риск возникновения убытков в связи с причинением вреда третьим лицам, так как деятельность, являющуюся источником опасности, аутсорсер осуществляет самостоятельно «на свой страх и риск»;

в случае ненадлежащего исполнения договора аутсорсер привлекается к гражданско-правовой ответственности, в том числе обязан возместить предприятию-заказчику возникшие убытки, включающие упущенную выгоду. Напротив, нормативно установленный порядок взыскания с работника причиненных предприятию-работодателю убытков, во-первых, в определенных случаях предусматривает ограничение размера взыскания, во-вторых, возлагает именно на работодателя бремя доказывания наличия в действиях (бездействии) работника вины;

при аутсорсинге предприятие-заказчик освобождается от необходимости организовывать и контролировать процесс выполнения работы аутсорсером, поскольку приемка осуществляется только по конечному результату;

наряду с аутсорсером на этом же рынке работают и другие хозяйствующие субъекты, стремящиеся занять его место. Это вынуждает аутсорсера постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на должном уровне, в том числе снижать цены и повышать качество произведенной продукции (товаров, работ, услуг).

Следует отметить, что «обратной стороной медали» аутсорсинга являются в первую очередь более высокие требования к системе управления предприятия-заказчика: отношения с аутсорсерами должны быть выстроены безупречно как в организационном плане (в том числе должна быть налажена четкая система постановки конкретных заданий, учета и контроля количества и качества выполненных работ), так и в правовой сфере, т.е. со специалистом, знающим себе цену, необходимо работать исключительно профессионально. В противном случае перечисленные преимущества аутсорсинга превратятся в недостатки: предприятие-заказчик за сравнительно большие деньги получит безответственного и необязательного контрагента, при этом весьма важные для жизнедеятельности предприятия функции станут источником повышенных рисков, так как качество их реализации из-за отсутствия должного контроля будет недостаточными. Это неизбежно в конечном счете приведет к снижению конкурентоспособности предприятия-заказчика.

На первый взгляд может показаться, что аутсорсинг — это перевод трудовых отношений в гражданско-правовые. Однако это поверхностное суждение и, следовательно, ошибочное.

Во-первых, гражданско-правовая договорная конструкция — это юридическая форма, экономическим же содержанием аутсорсинга является внедрение во внутрипроизводственные отношения рыночных механизмов регулирования с целью мобилизации скрытых ресурсов работников-профессионалов путем предоставления им, но ни в коем случае не навязывания, свободы предпринимательской инициативы.

Во-вторых, аутсорсинг — это отнюдь не «революционный переворот» в организации производственного процесса. Наоборот, это закономерный этап в эволюционном пути повышения эффективности производства за счет придания все большей экономической самостоятельности структурным подразделениям предприятия, превращения их в полноценные центры финансовой ответственности (ЦФО). Предыдущими стадиями являются перевод структурных подразделений на «внутренний хозрасчет» и «бригадный подряд».

История учит, что попытки «форсировать» эволюционный ход развития ни к чему хорошему не приводят. Поэтому перед тем, как переводить «свои» подразделения «на вольные хлеба» аутсорсинга, рекомендуется протестировать их готовность к самостоятельности определенным периодом функционирования в автономном режиме «внутреннего хозрасчета» (ЦФО). Если предприятие к этому явно не готово, остается альтернативный путь — ликвидация собственного подразделения и передача его функций независимому аутсорсеру. Конечно, этот способ внедрения аутсорсинга дороже, зато ввиду своей прозрачности практически лишен неожиданных рисков.

Отличие аутсорсинга от лизинга персонала

В последнее время аутсорсингом стали называть схемы, основанные на лизинге/аренде персонала, в то время как эта организационная технология использования трудовых ресурсов не имеет с аутсорсингом ничего общего.

Лизинг персонала как хозяйственная операция заключается в следующем. Согласно гражданско-правовому договору лизингодатель обязуется за плату предоставить другой стороне — лизингополучателю (предприятию-заказчику) работников определенных профессии и квалификации для использования их труда в его производственном процессе. Обычно лизингодатель обязуется заменять работников при наступлении определенных в договоре обстоятельств. Одновременно между лизингодателем и каждым работником заключается трудовой договор, в котором лизингодатель выступает как работодатель. Условиями этого трудового договора работник обязывается по указанию лизингодателя (своего работодателя) выполнять трудовую функцию у другого хозяйствующего субъекта — лизингополучателя (предприятия-заказчика). Исполнение договора о предоставлении персонала подтверждается периодически оформляемыми лизингодателем и лизингополучателем актами (отчетами), в которых фиксируется факт предоставления (приемки-передачи) работников и отработанное ими за отчетный период рабочее время. Между лизингополучателем (предприятием-заказчиком) и работником никаких юридических документов не оформляется.

Несмотря на то что между лизингодателем и лизингополучателем, так же как и между аутсорсером и предприятием-заказчиком, установлены гражданско-правовые отношения, к аутсорсингу эта система использования трудовых ресурсов никакого отношения не имеет.

Во-первых, предметом договора подряда (возмездного оказания услуг) между предприятием-заказчиком и аутсорсером является выполнение/оказание конкретной работы/услуги в рамках реализации определенной функции, необходимой для жизнедеятельности предприятия-заказчика. Именно поэтому предприятие полностью освобождается от необходимости заниматься этой функцией (для этого используется внешний источник). Предметом же договора лизинга персонала являются услуги по предоставлению работников определенных профессий и квалификаций, труд которых используется предприятием-заказчиком в своем производственном процессе, а значит, выполнение функции остается в его компетенции: оно создает рабочие места, определяет производственные задания, снабжает необходимым количеством средств и предметов труда, контролирует соблюдение технологии производства и т.д. Только на рабочем месте у предприятия-заказчика (лизингополучателя) трудятся не наемные (по трудовому договору) работники, а полученные «в аренду».

Во-вторых, по договору подряда (возмездного оказания услуг) аутсорсер, выполняя определенную функцию, передает предприятию-заказчику «конечный результат», после приемки-передачи которого (по количеству, качеству, соблюдению сроков) и получает право на вознаграждение. Лизингодатель получает вознаграждение за передачу предприятию-заказчику (лизингополучателю) работников определенных профессий и квалификаций. При этом лизингодатель не участвует в организации использования труда переданного «в аренду» персонала (создание и оборудование рабочих мест, постановка производственных заданий, обеспечение средствами и предметами труда, контроль за соблюдением технологии производства и т.д.). Следовательно, лизингодатель не отвечает за количество и качество произведенной продукции (товары, работы, услуги) предприятием-заказчиком с использованием труда полученных «в аренду» работников.

В-третьих, объектом договора между предприятием-заказчиком и аутсорсером являются работы (услуги) исключительно в области профессиональной деятельности аутсорсера. Объектом договора между лизингополучателем (предприятием-заказчиком) и лизингодателем является предоставление работников любых профессий и квалификаций — это могут быть и юристы, и бухгалтеры, и уборщики, и водители. При этом лизингодатель не специализируется в соответствующих сферах профессиональной деятельности передаваемых им «в аренду» работников, поэтому он, как и любое кадровое агентство, может оценить квалификацию привлекаемых специалистов только по формальным признакам и объективно не в состоянии на должном уровне поддерживать их профессиональный уровень.

Таким образом, ни по юридической форме (другая правовая природа договора), ни по экономическому содержанию (выполнение функций, необходимых для жизнедеятельности предприятия-заказчика, не передается самостоятельному хозяйствующему субъекту), лизинг персонала никак нельзя отнести к аутсорсингу. Поэтому нет никаких оснований приписывать лизингу персонала достоинства аутсорсинга: замена наемных (по трудовому договору) работников на «арендованных» не позволяет решать задачу производительности труда и, как следствие, не может привести к росту эффективности и конкурентоспособности предприятия.

А. Кузнецов,

юрист, эксперт в области права и управления

«Финансовая газета», N 34, 35, август 2009 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-79499/08-141-365 и постановлением ФАС МО N КА-А40/6166-09 от 8.07.09 г. признано недействительным решение ИФНС N 9 по г. Москве, которая посчитала это уклонением от уплаты налогов и сборов.

*(2) Необходимо отметить, что оптимизировать свои условно постоянные затраты на «простаивающего» юрисконсульта риэлтерская компания может путем оказания юридических услуг «на сторону». В этом случае издержки будут покрываться (хотя бы частично) доходами от реализации юридических услуг.

 

 


Комментарии отключены.