Рынок юридических услуг в России

Начало начал

В советское время рынка юридических услуг не существовало. Рынок юридических услуг для бизнеса образовался в России в конце 1980-х – начале 1990-х гг. вместе с зарождавшимся тогда бизнесом. В это же время в нашей стране появились представительства иностранных юридических фирм. И здесь в числе первых была компания Baker & McKenzie, открывшая офис в Москве в конце 80-х гг.

Российские юридические фирмы (которые сначала организовывались в форме кооперативов) в тот период запускали свой бизнес с нуля, хотя некоторые из них были созданы выходцами из советских внешнеторговых организаций («Юринфлот», «Городисский и партнеры» и др.), имевшими большой опыт сотрудничества с иностранными юридическими фирмами в советское время. Таким образом, на незанятом и неконкурентном пространстве одновременно стали развиваться и опытные иностранные, и начинающие российские юридические фирмы. Это уникальная особенность отечественного юридического рынка. На Украине, например, пока почти нет международных фирм, а национальные компании — лидеры украинского рынка — активно работают для иностранных клиентов, в том числе как субподрядчики для глобальных и международных фирм.

Стартовый капитал – что очень важно – у российских юристов, с одной стороны, и у западных – с другой, был совершенно разный. Если международные фирмы пришли в Россию с готовыми know-how в отношении услуг и организации бизнеса, со стабильным потоком клиентов и инвестиционной поддержкой материнских компаний, то российские начинали хотя и с большим арсеналом теоретических знаний, но при полном отсутствии представлений об особенностях юридического бизнеса и с нулевой клиентской базой. Единственное, чего недоставало иностранцам, – знания местного законодательства и понимания российской специфики.

Гонорары западных юристов были выше заработков отечественных юристов в несколько раз. Иностранцы обслуживали зарубежные компании, которые до 1998 г. очень активно шли в нашу страну; российские – местных клиентов. Такая структура рынка позволила многим отечественным фирмам получить очень важное преимущество – российскую клиентскую базу, хотя уже тогда некоторые фирмы работали и с иностранными компаниями. Таким образом, обе группы юридических фирм развивались параллельно, практически не пересекаясь, – конкуренции между ними, по сути, не было.

Кризис на пользу

Экономический кризис 1998 г. стал переломным моментом в развитии российского юридического бизнеса. Ситуация сложилась так, что представители иностранных компаний были вынуждены обращаться в российские юридические фирмы, поскольку только там им могли дать дельный совет в области валютного контроля, налогов, судов, банкротств и т.д. Международные фирмы тогда переживали тяжелые времена: закрывались полностью или частично, так как фактически были не в состоянии помочь своим клиентам. Лишь несколько фирм на тот момент были способны осуществлять правовую поддержку клиентов. Как это часто бывает, кризис для многих российских юридических фирм стал необходимым принудительным толчком к дальнейшему росту. И хотя некоторые из них существенно пострадали и сократили свою практику, но большинство все-таки воспользовалось представившейся возможностью и, преодолев трудности, продолжило развивать свой бизнес.

Представляется, что с 1998 г. началась новая фаза развития рынка юридических услуг в нашей стране – ранее параллельно существовавшие международный и российский юридические рынки начали процесс активного взаимопроникновения.

Активный рост

Последовавший за кризисом 1998 г. экономический подъем, который продолжается до настоящего времени, ускорил развитие отечественного рынка юридических услуг: возросло количество юридических фирм, постепенно увеличивается численность юристов в них, а также, что очень важно, начался процесс формирования группы лидеров рынка.

Перечислим ряд факторов, стимулировавших данные процессы:

·              рост экономики;

·              возвращение государства к активной роли в регулировании экономики и сбору налогов;

·              формирование у владельцев и руководителей российских компаний понимания преимуществ использования внешних юридических консультантов;

·              изменение отношения иностранных (в том числе глобальных) компаний-клиентов к концепции one stop shop (работа по всему миру с одной глобальной юридической фирмой) и переход к концепции лучших фирм на местном рынке;

·              стремительное усложнение условий ведения бизнеса в части юридической структуры сделок и операций;

·              новая волна выхода иностранных инвесторов на российский рынок.

Все это привело к превышению спроса над предложением на отечественном рынке юридических услуг. Данная тенденция стала столь очевидной, что многие независимые европейские фирмы устремились в РФ. Несмотря на большое количество давно и успешно работающих в стране международных и российских юридических компаний, региональные фирмы практически со всей Европы открывают здесь свои офисы (например, финская Hannes Snellman или шведская Mannheimer Swartling). Они, конечно, в первую очередь ориентируются на привлечение своих национальных клиентов, но на мой взгляд, сегодняшнее состояние рынка позволит и им активно расти в России.

По логике такая ситуация должна была привести к увеличению не только количества, но и размера существующих фирм. К сожалению, в российских источниках нет обобщающей статистики, которая отражала бы соответствующие показатели (количество юридических компаний в России, численность сотрудников в них, годы основания, количество партнеров и т.п). При этом исследованием российского рынка постоянно занимаются английские издания, такие как Chambers, Legal 500, Practical Law Company.

Legal 500 – наиболее массовое из перечисленных изданий, которое ежегодно проводит структурный анализ российского юридического рынка, в том числе сравнивая фирмы по количеству сотрудников. Данные Legal 500 за 2001-2005 гг. свидетельствуют о том, что численность сотрудников в национальных и иностранных/международных юридических фирмах, работающих в России, медленно, но постоянно увеличивается. Так, за указанный период среднее число юристов возросло примерно на 30%, что не сопоставимо с существенным увеличением спроса на юридические услуги. К сожалению, у нас нет подобных данных за 2006 г., но названная тенденция, без сомнения, сохраняется.

Медленный рост юридических компаний, однако, не означает, что на рынке не происходит серьезных изменений в расстановке сил. У иностранных фирм появляется все больше российских клиентов, а отечественные юристы все активнее работают с зарубежными компаниями и начинают конкурировать со своими иностранными коллегами на их традиционных рынках: международных слияний и поглощений, банковских и финансовых сделок, операций на рынке ценных бумаг и т.п. Конкуренция между двумя группами юридических фирм постоянно усиливается, причем в борьбе не только за клиентов, но и за лучшие национальные кадры. При этом позитивным показателем можно считать и развитие сотрудничества между национальными и международными юридическими компаниями, что говорит как о взаимном признании, так и о выработке цивилизованных правил взаимоотношений.

Признание позитивных изменений

Изменения, происходящие на российском юридическом рынке, не сразу были замечены зарубежными исследователями. Возьмем тот же Legal 500: в 1996 г., например, упоминание российского юридического рынка отсутствовало в этом издании вообще. По обзорам даже за 2001-2005 гг. складывается впечатление, что в России работают практически только международные юридические фирмы. В 2001 г. имена лишь троих российских юристов (и причем впервые) названы наравне с экспатами. Обзор за 2002 г. содержит такое заключение: «местные юридические фирмы, обладающие опытом трансграничных и международных сделок и владеющие английским языком, в меньшинстве в России». В 2003 г. обозначено уже большее количество местных фирм. Для иллюстрации отношения, которое совсем недавно демонстрировали зарубежные аналитики к отечественным юридическим фирмам, приведем цитату из обзора за 2004 г.: «…зачаточное состояние российского рынка юридических услуг в сфере коммерческого права говорит о том, что только единицы [из российских фирм], если они вообще есть, способны конкурировать [с иностранными компаниями] за крупных клиентов» (The European Legal 500. Law Firms in Europe and Middle East. Fourteenth edition 2004. Russia and the CIS.). И только последние два года Legal 500 признает, что в России есть местные юридические фирмы, конкурирующие на равных с иностранными, предоставляющие услуги на высоком профессиональном уровне и в соответствии с зарубежными стандартами. Итак, зарубежные аналитические издания подтверждают общий вывод о том, что ситуация на российском рынке юридических услуг меняется и мы находимся в начале нового этапа его развития, который будет характеризоваться постепенным объединением международной и российской частей описываемого рынка.

Но хотя тенденции качественного роста российских юридических фирм очевидны, зарубежные исследователи продолжают довольно скептически относиться к ним. Вот как сформулированы основные претензии к отечественным фирмам в статье, посвященной российскому юридическому рынку, в английском журнале The European Lawyer :

1) непрозрачность российских фирм, что не дает проводить их грамотное рейтингование;

2) недостаток инфраструктуры для работы на трансграничных сделках;

3) плохое владение английским языком.

Тем не менее, сегодня небольшая группа российских юридических фирм получила признание на зарубежных юридических рынках. Путь к международному признанию был долгим и непростым, и каждая фирма-лидер, конечно же, использовала свою тактику и стратегию собственного развития и завоевания позиций. Но, скорее всего, при этом управляющие партнеры каждой из них столкнулись с необходимостью: а) инвестировать значительные средства в развитие и обучение персонала, б) активно развивать партнерские отношения с лидерами зарубежных рынков юридических услуг, в) вырабатывать внутренние стандарты качества предоставляемых услуг и др.

Обнадеживающие примеры

При выработке своей стратегии развития национальным юридическим фирмам следует обратиться к опыту развития юридического рынка других государств (где происходили и продолжают происходить схожие процессы), например, Испании. Опыт этой страны представляет для нас даже больший интерес, чем опыт восточно-европейских стран, экономика которых несравнима по размеру с российской. Если мы возьмем последнее издание Legal 500 и откроем раздел, посвященный юридическому рынку Испании, то увидим, что первое, второе и третье места в обзоре занимают местные испанские фирмы и лишь в конце в отдельной части анализируются глобальные и иностранные фирмы, представленные в этой стране. Итак, наиболее крупные, уважаемые и авторитетные там именно локальные компании. За последние 5 лет средняя численность юристов в испанских фирмах увеличилась в два раза, при этом среднее число юристов в местных фирмах в два раза больше, чем в международных.

Очевидно, что история и структура современного российского и испанского юридических рынков имеют определенное сходство – обе страны осуществляли переход из одного политического режима в другой. Хочется надеяться, что тенденции, о которых упоминалось выше, еще более усилятся в ближайшие годы и мы станем свидетелями международного признания за нашими национальными фирмами лидерства на российском юридическом рынке, как это произошло с локальными компаниями в Испании.

Существует несколько направлений деятельности, где, на наш взгляд, необходимо консолидировать усилия нашего юридического сообщества, поскольку это позволит ускорить развитие юридических фирм и обеспечить соответствие предложения спросу:

·              развитие механизмов регулирования профессии. Сегодня практически любой может вести юридическую деятельность без ограничения. Юридические услуги продают все: аудиторы, налоговые консультанты, банкиры и т.д. Вследствие этого устанавливать профессиональные стандарты, этические нормы, требования к образованию, постоянному получению дополнительного образования и т.д. невозможно;

·              совершенствование законодательства об адвокатуре. Невозможно построить и развить большую современную практику в рамках существующего закона об адвокатуре, а потому адвокатская практика остается уделом небольших фирм и кабинетов, не способных конкурировать с крупными компаниями. Закон поощряет индивидуальную юридическую деятельность, а не коллективную;

·              решение вопроса о защите клиентской информации. Только адвокатская практика имеет в соответствии с законом специальный статус в отношении защиты клиентской информации. При этом большинство российских и все международные фирмы не обладают стандартными для любого другого рынка механизмами защиты конфиденциальной информации, что является большой угрозой для нашего бизнеса;

·              активизация российского юридического сообщества на международном рынке;

·              развитие системы повышения квалификации юристов. Нехватка квалифицированного персонала очень остро ощущается сейчас большинством крупных игроков;

·              введение квалификационного экзамена и требований постоянного повышения квалификации;

·              создание стандартов ведения бизнеса;

·              введение единого для всех требования об обязательном страховании ответственности юридических фирм и адвокатских образований;

·              создание саморегулируемой организации, способной продвигать и защищать интересы юридического сообщества;

·              повышение прозрачности юридических фирм.

Вот перечень тех действий, которые нам необходимо предпринять, чтобы российский рынок юридических услуг соответствовал темпам роста российской экономики и требованиям международных стандартов. Представляется, что процессы, происходящие в юридическом сообществе, дают нам основание с оптимизмом смотреть в будущее.


 


Комментарии отключены.